#АктуальныйРазговор #ЧтоПроисходит #СреднеуральскийМонастырь
«Ненависть, гнев и другие смертные грехи»: о чем на самом деле проповедует скандальный схиигумен Сергий» - под таким заголовком вышел сегодня на портале е1 материал, в котором доктор филологических наук, профессор, ректор Миссионерского института Наталия Александровна Дьячкова поведала о том, что в проповедях схиигумена не так.
Публикуем выступление по просьбам наших читателей.
«Мартобря 86 числа. Между днем и ночью», или В огороде бузина, а в Киеве дядька
Трудно отвечать человеку, чей монолог построен по принципу «В огороде бузина, а в Киеве дядька», а именно так организовано выступление схиигумена Сергия (Романова) от 28 июня. Впрочем, не только это. Все ролики, которые выкладывает в сеть отец Сергий и которые так усердно распространяют его последователи, отличают нелогичность и крайняя степень агрессивности, что говорит, вероятно, о духовном нездоровье их создателей.
Возьмем хотя бы последнюю видео-«проповедь» отца Сергия. Здесь и про экуменизм, и про Путина, и про папизм, и про Конституцию и даже… про ашкеназов и сефардов. Что же случилось с отцом Сергием? На этот вопрос мы вряд ли ответим. Это вопрос, возможно, к психиатрам. А вот на вопросы к его сторонникам ответ получить хотелось бы.
Дорогие братья и сестры! Зачем вы поощряете вашего духовного отца к подобным выступлениям, зачем усугубляете его положение? Вы же видите, что человек находится в тяжелом духовном состоянии, а вы используете это, манипулируете его сознанием и сознанием людей, устраиваете раздор.
Есть вопросы и к журналистам, которые зачем-то раздувают эту историю. Епархия призывала журналистов не разжигать конфликт, не дразнить человека в его нынешнем тяжелом духовном состоянии. Но люди безжалостны.
Обратите внимание, как в этой ситуации к слову епархии оказались отзывчивы православные. Почему? Потому что они понимают, что немощный человек заслуживает сочувствия, а не злорадства; сострадания, а не насмешки. Владыка Кирилл благословил не участвовать в этом скандале, а молиться о разрешении этой тяжелой ситуации.
О нелогичности выступлений отца Сергия судите сами. Выступление от 28 июня он начинает с утверждения: «Не могут состояться церковные суды». Но ведь суды не могут состояться потому, что отец Сергий на них не приходит.
«Не дают на руки суть обвинительного заключения», – жалуется отец Сергий. Но для того, чтобы получить на руки обвинительное заключение, нужно прийти на заседание суда, настроиться на этот необходимый братский разговор. По окончании суда обязательно будет выдано обвинительное заключение.
По словам отца Сергия, в его адрес выдвигаются «размытые необоснованные утверждения». Это неправда. Утверждения конкретные: отец Сергий не исполняет указы правящего архиерея и тем самым нарушает церковные каноны. Правящий архиерей запретил схиигумену Сергию проповедовать, а он проповедует. Ему запрещено носить наперсный крест, а он продолжает это делать.
«В чем непослушание епископу и раскол?» – вопрошает отец Сергий. Непослушание правящему архиерею состоит в том, что он не исполняет его распоряжений, а за этим – грубейшие нарушения священнической присяги и монашеских обетов. И, как следствие, самое страшное – разобщение людей и взращивание в их душах семян ненависти, гнева, осуждения и других смертных грехов, что противно Богу и Церкви.
Отец Сергий говорит, что на его вопросы, «в чем непослушание епископу и раскол», со стороны епархии следует «гробовое молчание». Это ложь. Никакого «гробового молчания» нет. Указы митрополита опубликованы на сайте Екатеринбургской епархии и отосланы отцу Сергию лично.
А что касается раскола, то до него пока что, слава Богу, не дошло. Но вот откровенное непослушание и отторжение себя и своего ближайшего окружения от Русской Православной Церкви очевидно.
Прискорбно наблюдать, что оставшаяся сегодня с отцом Сергием паства, похоже, не намерена слушать священноначалие, наиболее активные ее представители наводнили соцсети агрессивными комментариями в адрес Святейшего Патриарха, митрополита Кирилла и обычных прихожан, не разделяющих взгляды схиигумена. А кое-кто из духовных чад отца Сергия уже высказал мысль о том, что неплохо бы создать особую Церковь во главе со схиигуменом Сергием. Это печальный пример того, как духовник приводит людей не ко Христу, а к себе.
Отец Сергий обвиняет митрополита Кирилла в ереси экуменизма на том основании, что владыка якобы «встречался с папами Римскими». Встречаться можно и с папами, и с муфтиями, и с раввинами. Это не запрещено. Но у отца Сергия нет доказательств того, что владыка Кирилл служил с «папами Римскими» Литургию и причащался с ними из одной Чаши. У Русской Православной Церкви нет евхаристического общения с Католической Церковью. Митрополит Кирилл в евхаристическом общении с папами не участвовал.
Отец Сергий в своём обращении намекает на якобы «экуменические убеждения» митрополита Кирилла. Но это просто его домыслы – никаких фактов, свидетельствующих об экуменических настроениях митрополита Кирилла, он не приводит, потому что их не существует.
Православный мир знает, что наш владыка Кирилл – человек сильной веры, настоящий ее ревнитель, и при этом мудрый добрый пастырь. И в этой непростой ситуации именно наш правящий архиерей в очередной раз показал, какое у него любящее сердце, которое долготерпит и милосердствует. И мы знаем, что он, как духовноопытный архипастырь, найдёт выход из этой ситуации ко всеобщему благу и спасению каждого ее участника.
Но вернёмся к разбору воскресного видеообращения отца Сергия. Далее в его монологе идут цитаты из сочинений старца Филофея Зервакоса, святого Косьмы Этолийского, преподобного Иустина Поповича, святителя Иоанна Златоуста, Афанасия Великого. Цитирует он также и апостола Петра. Все цитаты – против пап и папизма. Но какое отношение эти цитаты имеют к тому, за что отцу Сергию запретили проповедовать и служить? Прещения (наказания – ред.) со стороны правящего архиерея последовали, в частности, за то, что отец Сергий отрицает факт пандемии коронавируса и этой ложной информацией вводит людей в заблуждение, подвергая их здоровье и жизнь опасности. Прещения последовали и за стилистику, тональность его проповедей, не совместимые с православной этикой, и за экстремистские высказывания.
В своих «проповедях» отец Сергий проклинает действующую власть, призывает «срубить голову сатанинской гидре», «отправить всех жидов в Биробиджан», говорит о человеке, что «он сдох». Отец Сергий оскорбляет Президента, Патриарха, призывает к вооруженному сопротивлению власти.
Всех епископов отец Сергий огульно обвиняет в ереси экуменизма и говорит, что они «живут за счет Христа и еще воюют с Ним», а также «готовят царство Антихриста». Никаких доказательств при этом он не приводит. В чем конкретно проявляется ересь экуменизма и как епископы воюют со Христом? Для таких обвинений нужны конкретные факты. Клевета – это преступление.
«Почти всех русских покрестили, – говорит отец Сергий, – а в храм ходят несколько процентов». Здесь, к сожалению, он прав: процент воцерковленных людей невелик, но схиигумена Сергия не за это вызывают на церковный суд. И, к сожалению, его «проповеди» способны смутить тех, кто сейчас на пути к храму, и оттолкнуть людей от Православия.
«Еретические заблуждения современных епископов привели к пандемии неверия, т.е. к закрытию церквей и хулой на Духа Святого», – утверждает отец Сергий. Про еретические заблуждения епископов мы уже сказали: это голословные обвинения, клевета, за которую нужно отвечать. Что касается закрытия церквей, то они не были повсеместными и к тому же были временными. Храмы закрывали для прихожан только в тех мегаполисах, где эпидемия охватила большое количество людей. Богослужения при этом совершались!
В Екатеринбурге, например, храмы никто не закрывал. Все, кто хотел молиться в храме, могли делать это свободно, разумеется, с соблюдением всех необходимых мер безопасности (ношение масок, дезинфекция, социальное дистанцирование). Что касается рекомендаций госорганов ограничить посещение храмов, то они были вызваны заботой о здоровье людей.
Далее отец Сергий сообщает нам о том, что «НКВД угрожало святителю Тихону, Патриарху Всероссийскому, что расстреляют всех епископов, если он не пойдет на сотрудничество…». Здесь, как говорится, без комментариев, потому что этот экскурс в трагическую историю Русской Православной Церкви в ХХ веке вообще никак не связан с темой запрета отца Сергия в служении.
И снова про экуменистов и про то, что «экуменисту Кириллу и другим экуменистам надо предстать перед народным судом на Поместном Соборе». Досталось и В. В. Путину. Оказывается, «хабадники и хасиды правят Россией, а Путин и его окружение – это ширма».
Схиигумен Сергий обращается с призывом ко «всем народам России не ходить на пункты голосования», потому что «через поправки в Конституцию будет узаконена рабовладельческая власть, т. е. власть будущего Антихриста».
Не понимаю, что не устраивает отца Сергия в поправках, вносимых в Конституцию, и при чем тут рабовладельческий строй? Разве может православное сердце не радоваться тому, что в Конституции появится упоминание о Боге, что в ней будет сказано о защите исторической правды, о том, что браком признается союз мужчины и женщины, что русский язык является государствообразующим, что, согласно новой Конституции, Президент и высокопоставленные чиновники не смогут иметь иностранное гражданство и т. д.
Свой монолог отец Сергий заканчивает словами о том, что «в святой град Иерусалим не войдут ашкеназы, войдут только сефарды» и что у Путина нет гарантии того, что ему, «его окружению и всем партизанам из духовной среды сохранят жизнь, не говоря уж о благополучии и благосостоянии». Кто такие «партизаны из духовной среды», отец Сергий не поясняет.
Подведем итог: оратор начал монолог с сетования на то, что не могут состояться церковные суды, а закончил предостережением Путину и «партизанам из духовной среды».
Не знаю, какие у кого возникали ассоциации по мере знакомства с этой «проповедью». Меня же по мере чтения не покидала мысль о том, что где-то я уже с подобной логикой встречалась. В конце возникло ощущение, что автор этого монолога забыл поставить дату: «Мартобря 86 числа. Между днем и ночью».
Кто знает, тот поймет».
На фото: Иллюстрация к материалу е1